Глава "Ингосстраха" Александр Григорьев: "Сегодня более чем из тысячи страховых компаний 300 исполняют роль кошелька хозяина, 500 - пустышки и только 200 зарабатывают деньги".
РБК, журнал,
20 июля 2006 г.
Сделать бизнес ценой в миллиард 1195 просмотров
Генеральный директор "Ингосстраха" Александр Григорьев рассказывает о том, как он сменил банковский бизнес на страховой и почему страхование станет устойчивой отраслью только через 20 лет.
Полтора года назад банкир Александр Григорьев и представить себе не мог, что будет работать в страховом бизнесе. Это, впрочем, не помешало ему занять пост руководителя самой знаковой для страхового рынка компании - ОСАО "Ингосстрах". Он пообещал ее совладельцам - Олегу Дерипаске и Александру Мамуту - за три года увеличить капитализацию компании почти в 3 раза и готов к тому, что до завершения его контракта аппетиты акционеров могут возрасти. Амбициозный и авторитарный - В минувшем году сборы "Ингосстраха" впервые за историю компании превысили 1 млрд долларов. Из всех игроков рынка, кроме Вашей компании, такого результата добился только "Росгосстрах". Чего еще Вам удалось достичь? - В отличие от "Росгосстраха", портфель которого в основном состоит из ОСАГО, мы собрали больше миллиарда долларов на добровольных видах страхования. Такого не сделала еще ни одна страховая компания, кроме нашей. Мы достигли этого первыми и таким образом подтвердили лидерство компании в основных сегментах реального страхования. Это для нас особенно важно, поскольку работать приходится в ситуации, когда многие участники рынка злоупотребляют демпингом: в погоне за клиентом они безосновательно занижают тарифы, завышают агентские вознаграждения. Мы же, напротив, ужесточили свою политику в области андеррайтинга, в частности изменили внутреннюю структуру принятия управленческих решений, построили ее по матричному принципу. К примеру, теперь гендиректор один не может принимать решение, касающееся управления рисками. Кроме того, мы начали структурировать деятельность компании, раскладывать ее по бизнес-процессам. Традиционно в страховых компаниях все ограничивается описанием должностных обязанностей, а мы стремимся добиться абсолютной прозрачности по всем видам деятельности. Планируем, что полностью проект о бизнес-процессам удастся завершить в 2007 г.
- В конце 2005 года Вы оценивали рыночную капитализацию "Ингоссстраха" в 420 млн долларов. Когда Вы ощутили уверенность, что довести ее до миллиарда долларов за три года возможно? - Если сейчас поручить западному инвестиционному банкиру определить капитализацию "Ингосстраха", получится цифра, значительно превышающая миллиард долларов.
- Не боитесь, что аппетит акционеров со временем возрастет? - Пока нет, но подобное не исключено. Задавая ритм - Рынок страхования в России во многом по-прежнему опирается на опыт "Ингосстраха". Такая ответственность Вас не тяготит? - Мы знаем, что на страховом рынке пристально следят за работой "Ингосстраха", тогда как в банковском сообществе в последнее время говорили о нескольких суперлидерах, в частности об Инкомбанке 1994 года, "ОНЭКСИМ Банке" 1995 года, Межэкономбанке 1996 года, "Русском Стандарте" 20022 года, Ситибанке 2004 года и т.д. Для формирования такого имиджа "Ингосстраха" есть субъективные и объективные причины. Долгое время он был единственной компанией, работающей по международным стандартам, поэтому накопившийся у него опыт и знания востребованы всем рынком. Сейчас, например, выходцы из "Ингосстраха" руководят половиной страховых компаний из топ-50 и работают в крупнейших брокерских домах по всему миру. Такая востребованность наших сотрудников вызвала большой интерес к "Ингосстраху": многие хотят найти работу у нас, интересуются и внутренней жизнью компании. Для меня это было открытием - любой наш шаг тут же отзывается эхом. Поэтому груз ответственности чувствуется постоянно. Накладывает отпечаток также и то, что "Ингосстрах" выполняет обязательства, взятые в прошлые годы. К примеру, месяца полтора назад мы разбирали одно из последствий "асбестовских дел" - по ним полисы были выписаны еще в 1950-1960-е годы. Полвека полисам, а мы по ним все платим.
- Какие этапы развития "Ингосстраха" в последние годы были, на Ваш взгляд, переломными? - Конечно, приход новых акционеров. Стратегические решения по развитию лидирующей российской страховой компании приняты два-три года назад. Далее встал вопрос только по имплементации этих решений. Образно говоря, я должен лишь отладить двигатель у мощного ледокола, скованного льдами Арктики. Как только это произойдет, он поплывет в заданном направлении.
- Опыт Вашей компании в Литве с банкротством Ingo Baltic как-то учитывается при создании "дочек" в бывших республиках СССР? - Прибалтика не наш рынок. Поэтому для "Ингосстраха" логичным и рациональным стало решение завершить переговорный процесс и оформить сделку по продаже 40.4% акций "Балва" (Рига) латвийской компании Nordens AS. В Прибалтике на ближайшие пять лет мы не видим перспектив. Довольны, что с партнерами разошлись грамотно и аккуратно. Сейчас мы активно и успешно работаем в других республиках бывшего СССР. Например, в Армении мы лидеры, на Украине входим в тройку. Кроме того, наши представительства уже много лет существуют в Китае и Индии. Может быть, если возникнет большой товарооборот, мы рассмотрим возможность открытия в этих странах своих "дочек". Но пока конкретных планов нет. Ееще мы внимательно изучаем рынок Казахстана.
- Насколько важна для Вас работа с японскими партнерами? - Скорее она важна для них. В связи с развитием экономических отношений между нашими странами в Россию пришли пять японских финансовых групп. Менталитет японцев особенный: они работают только с рейтингованными страховыми компаниями. Поэтому в ближайшие пять лет они будут продолжать сотрудничать с "Ингосстрахом", их надеждым и проверенным времени партнером.
- Когда появилось сообщение о приглашении "Ингосстрахом" банков для подготовки первичного размещения акций на бирже, Вы заявляли, что пока решение об IPO не принято. Принято ли оно на текущий момент? - Пока нет. То, что акционеры ведут консультации, их право. Поручений о подготовке компании к продаже и проведению IPO мне они не давали.
- Кроме "Ингосстраха", о планах проведения IPO сообщало, в частности, РОСНО. Руководство АФК "Система" оценивает стоимость своего страховщика в 2 млрд долларов к концу 2007 года. Может ли стоимость российских страховых компаний быть настолько высокой по отношению к ее прибыли? - Я люблю научную фантастику и не люблю ненаучную.
- Страховой рынок находится на пороге консолидации. Приобретение "Ингосстрахом" у группы "Гута" 71.5% акций Чрезвычайной страховой компании (ЧСК) означает, что Вы активизировали свое участие в этом процессе? - Инвестиционные банкиры любят рассуждать о том, что и как покупать. У меня есть список из 30 компаний, "Ингосстрах" думает о консолидации не первый год. Прежде всего мы рассматриваем, для чего это нужно и какова цена. ЧСК - особый случай. "Ингосстрах" стоял у истоков ее создания в 1994 году. Назначенный недавно гендиректор компании Александр Доко был одним из руководителей рабочей группы по образованию ЧСК. Понимая роль этой компании в обязательных видах страхования, мы этим предложением заинтересовались. Что касается планов, в ближайшее время мы не будем бегать по рынку и искать, кого купить. Но если появится выгодное предложение о покупке эффективной, понятной и прозрачной компании, то мы его внимательно изучим и, вполне вероятно, не станем отклонять.
- Найти покупателя сегодня хотят многие страховщики, но участники рынка отмечают, что отыскать прозрачные и эффективные компании сложно. Когда, на Ваш взгляд, ситуация изменится? - Большинство российских страховых компаний - это, по сути, кот в мешке. Никаких гарантий сохранения клиентов, сотрудников, а следовательно, и бизнеса, когда вы приобретаете компанию, не существует. Ситуация изменится только тогда, когда рынок стабилизируется, компании капитализируются, исчезнет демпинг. Тогда бизнес страховщиков перестанет быть связанным с персоналиями. На мой взгляд, для этого игрокам страхового рынка, как и банкам, потребуется не менее 20 лет. Это неплохо с учетом того, что страховой рынок, в отличие от банковского более "длинный". Единство непохожих - Как так случилось, что Вы поменяли банковский бизнес на страховой? - Для меня самого решение было довольно неожиданным. После того как я объявил об уходе из ДельтаБанка, мне поступило несколько предложений. Возможность реализации проекта по достижению компанией лидерства на финансовом рынке была определяющей в том, что я остановил свой выбор именно на "Ингосстрахе".
- Каково на сегодня соотношение падения рентабельности российских банков и страховых компаний. Если сравнивать рентабельность универсальных банков и страховых компаний, то у последних она выше, а масса прибыли у банков больше. Если брать нишевые кредитные организации, такие как, скажем, "Русский Стандарт" и некоторые другие, их рентабельность выше, чем у страховщиков. На наш взгляд, сегодня более чем из тысячи страховых компаний 300 исполняют роль кошелька хозяина, 500 - пустышки и только 200 зарабатывают деньги.
- Какие можно выделить ключевые отличия банковского бизнеса от страхового? - Банки пережили четыре серьезных кризиса, страховщики же, даже в 1998 году, - лишь легкий испуг. Из-за этого на страховом рынке такой низкий уровень менеджмента. Кроме того, кредитные организации контролировались Центробанком и учитывали требования регулятора по прозрачности и защищенности и т.д., особенно после 1999 года. В отношении страховых компаний об этом можно говорить только в последние два года. Ситуация начала меняться с назначением нового руководителя Федеральной службы страхового надзора - Ильи Ломакина-Румянцева, до его прихода страховой рынок практически не развивался. Кризисы на банковском рынке также способствовали тому, что после них по сути закончился демпинг, а с ним и неофициальная борьба за клиента, подкуп финансовых директоров компаний ради обслуживания их бизнеса в том или ином банке. На страховом же все это присутствует до сих пор, а уж демпинг сплошь и рядом. Причем никто не противодействует. Страховщиков, имеющих жесткий андеррайтинг, немного. Еще кардинальные различия банков и страховщиков связаны с формированием и размером капитала. Если среди кредитных организаций первые 100 с реальным капиталом, то в страховом бизнеса по-настоящему капитализированных - не более 10 компаний. Красноречив и тот факт, что свыше 50 банков имеют рейтинги международных агентств, а среди страховых компаний - только три.
- Как Вы на текущий момент оцениваете работу коллег по прошлым проектам - в ДельтаБанке и "Русском Стандарте"? - "Русский Стандарт" - это проект, который был правильно запущен, отработан и сейчас управляется профессиональной командой. Все свидетельствует о его успехе. В ДельтаБанк - неудачный пример процесса слияний и поглощений. В General Electric Company [один из акционеров ДельтаБанка - прим. "РБК"] взяли непрофессиональную команду. Теперь ее сменили, посмотрим, каков будет результат. Горизонт планирования General Electric Company - 10 лет, так что, в принципе, они могут ждать еще долго - молоко не убежит. Сейчас я слежу за развитием ДельтаБанка, как за движением любимого старого автомобиля. Я вижу, что за рулем сидит неопытный водитель, но ведь я машину уже продал.
- Известно, что Ваше хобби - хоккей, а какие еще занятия Вас отвлекают от работы? - Самый плохой способ заработать деньги - постоянно думать о том, как это сделать. Если ты профессионал, то деньги сами придут, без этого не бывает бизнеса. Поэтому для меня гораздо важнее работы семья. Недавно у меня родилась дочь. Несмотря на занятость, я сам ежедневно купаю ее и сына - они без этого даже спать не ложатся. Еще для души у меня музыка. Если возникают какие-то сложности, я сажусь за синтезатор, надеваю наушники… Полчаса тяжелого металла - и пришел в себя. Марина БОЖКО
Вся пресса за 20 июля 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|